25.08.2024
Жанр: Драма, триллер
Режиссёр: Альберт Левин
В ролях: Джордж Сандерс, Херд Хэтфилд, Донна Рид, Анджела Лэнсбери, Питер Лоуфорд, Лоуелл Гилмор, Ричард Фрэйзер, Дуглас Уолтон, Мортон Лоури, Майлз Мандер
Премьера в мире: 01.03.1945
Бюджет: 3 500 000 $
Портрет души Дориана Грея
«Портрет Дориана Грея» 1945 года — одна из многих экранизаций, основанная на одноименном романе Оскара Уайльда. Она представляет собой интересную работу, которая, хотя и обладает своими достоинствами, не лишена недостатков. Режиссер Альберт Левин представил зрителям готическую историю, исследующую темы красоты, морального разложения и последствий безнравственного образа жизни. Несмотря на достойное визуальное исполнение и некоторые сильные актерские работы, фильм, как мне кажется, не полностью раскрывает богатство литературного оригинала.
Одним из главных плюсов фильма является его картинка. Черно-белая лента очень хорошо подходит для передачи мрачного тона повествования. Такая палитра, с редкими всплесками цвета в виде кадров портрета, создает мрачную и таинственную атмосферу, что соответствует духу истории. Особенно стоит отметить сцену, где портрет Дориана впервые показывается в цвете, что в контексте черно-белого кино 1940-х годов производит сильное впечатление, как мне видится. Если в кинотеатральной версии демонстрировалось то же самое, то, уверен, эти кадры обязательно стали некоторым всплеском красок и передачи яркости скрытых ужасов души главного героя. Это умелое использование цвета подчеркивает деградацию и порочность. Казалось бы, что цвет должен работать наоборот. Но в этом фильме все вышло иначе. Черно-белое повествование демонстрирует окружающий мир, а цвет — ужасающую реальность, скрывающуюся где-то глубоко в герое.
Актерская игра также заслуживает внимания. Джордж Сандерс в роли лорда Генри Уоттона предстал в образе изысканного циника, чьи остроумные и ядовитые реплики стали одним из ярких моментов фильма. Он блестяще передает соблазнительную силу и одновременно разрушительное влияние своего персонажа. Херд Хэтфилд, исполнивший роль Дориана Грея, создает образ внешне хладнокровного и сдержанного, но внутренне разлагающегося молодого человека. Однако его персонаж порой кажется слишком нереалистичным, актер не передает всей глубины моральных терзаний героя. Он скорее переигрывает, надевая на себя маску того Дориана Грея, которого он для себя создал в работе над этой картиной.
Понравилась Анджела Лэнсбери. Всегда интересно наблюдать за актерами и актрисами, которых хорошо знаешь по более поздним ролям. Лэнсбери всегда останется для меня харизматичной героиней Джессикой Флетчер из старого сериала «Она написала убийство». Но работа актрисы в «Портрете Дориана Грея» заставляет пристальнее следить за персонажем. Что сказать — Флетчер (в смысле Лэнсбери) отлично справилась со своей героиней Сибиллой Вейн.
Сюжет, хотя и следует за ключевыми моментами романа Уайльда, в некоторых местах кажется упрощенным и лишенным глубины. Некоторые сцены и диалоги передают основную идею книги, но им не хватает остроты и изысканности первоисточника. В то время как фильм удачно передает атмосферу викторианского Лондона, ему не всегда удается передать сложность и парадоксальность персонажей и их взаимоотношений.
Одним из спорных моментов фильма является его темп и длительность. Некоторые сцены кажутся затянутыми, а другие — напротив, слишком поспешными. Это неравномерное развитие событий местами снижает напряжение и интерес к происходящему на экране.
Несмотря на эти недостатки, «Портрет Дориана Грея» остается важной экранизацией классической литературы. Он демонстрирует интересный подход к визуализации моральных тем, поднимаемых в романе Уайльда, и сохраняет значимость своей центральной идеи: внешняя красота и вечная молодость не могут компенсировать внутреннюю пустоту и моральное разложение.
Картина также получила признание за свои технические достижения. Фильм удостоился премии «Оскар» за лучшую операторскую работу в черно-белом фильме. Оператор Гарри Стрэдлинг сумел создать атмосферу загадочности и тревоги, что стало одним из ключевых элементов визуального стиля картины. Особо стоит отметить умелое использование освещения и теней, что подчеркивает внутренний конфликт и упадок главного героя. Эта победа на «Оскаре» подчеркивает вклад съемочной группы в создание фильма и его уникального визуального стиля, который успешно передал мрачную и зловещую атмосферу оригинального произведения.
«Портрет Дориана Грея» — неплохой фильм, который может понравиться поклонникам классической литературы и старого Голливуда. Он не является безупречной адаптацией, но имеет свои яркие моменты и достойные элементы. Картина оставляет неоднозначные впечатления, предлагая зрителям задуматься о вечных вопросах морали и нравственности, но не полностью раскрывает потенциал своего литературного источника.
6 из 10