15.02.2024

Жанр: Драма, нуар

Режиссёр: Билли Уайлдер

В ролях: Рэй Милланд, Джейн Уайман, Филлип Терри, Ховард Да Сильва, Дорис Даулинг, Лилиан Фонтейн, Льюис Л. Расселл, Мэри Янг, Фрэнк Фейлен, Анита Шарп-Болстер

Премьера в мире: 05.10.1945

Бюджет: 1 250 000 $

Награды:

Оскар

Лучший фильм
Лучшая мужская роль (Рэй Милланд)
Лучший режиссер (Билли Уайлдер)
Лучший адаптированный сценарий

Золотой Глобус

Лучший фильм (драма)
Лучшая мужская роль (Рэй Милланд)
Лучший режиссер (Билли Уайлдер)

Каннский кинофестиваль

Гран-при фестиваля
Серебряная премия за лучшую мужскую роль (Рэй Милланд)

Скучный уик-энд Билли Уайлдера

«Потерянный уик-энд», снятый в 1945 году режиссером Билли Уайлдером, является важным и примечательным произведением в истории кинематографа. Это стоит сразу отметить. Картина получила четыре статуэтки «Оскара», включая награды за Лучший фильм и Лучшую мужскую роль. Фильм основан на одноименном романе Чарльза Р. Джексона.

Одной из сильных сторон фильма является его честное и неприукрашенное изображение алкоголизма. История писателя Дона Бирнама, который борется с зависимостью и постепенно погружается в глубокую депрессию, представлена неплохо. Актерская игра Рэя Милланда в роли Бирнема заслуживает особого упоминания. Его исполнение передает всю боль, отчаяние и борьбу, с которыми сталкивается его персонаж. Актер отыграл хорошо, но, на мой взгляд, проблема картины не в игре актера, а в слабых сценарных ходах и какой-то пресности происходящего.

Режиссер Билли Уайлдер старается создать напряженную и мрачную атмосферу. И часто это работает, но таких попыток за фильм великое множество. В какой-то момент понимаешь, что уже устал наблюдать очередной виток проблем главного героя, которые вытекают из его пристрастия к алкоголю. Все это уже стало ясным. Алкоголь – зло. Но каждая новая сцена будто специально указывает на это. Камера Джона Ф. Сайца, оператора фильма, использует тени и свет для создания ощущения тревоги и безысходности, что придает фильму дополнительную эмоциональную силу. Но, вновь оговорюсь, способы демонстрации повторяют сами себя, буквально усложняя историю.

Сюжет фильма фокусируется на четырехдневном уик-энде, в течение которого Дон Бирнам пытается справиться с желанием пить, но в конечном итоге снова и снова поддается своему пороку. Повествование разворачивается медленно и достаточно скучно, что позволяет вроде бы как зрителю глубже понять внутреннюю борьбу главного героя. Однако мне такое развитие событий показалось затянутым и чересчур мрачным.

Музыкальное сопровождение Миклоша Рожи заслуживает внимания. Его музыка уместна, подчеркивает эмоциональное состояние персонажей и усиливает драматический эффект происходящего на экране.

Несмотря на свои многочисленные достоинства, «Потерянный уик-энд» может не подойти для всех зрителей. Тема безусловно важная. Проблема алкоголизма, как мне кажется, актуальна везде и в любые времена. Но подается она в этом произведении слишком уж «киношно». Порой не веришь в такое количество совпадений и «удобных» сюжетных поворотов. Кроме того, фильм вышел в 1945 году, его стиль повествования и ритм кажутся мне устаревшими.

«Потерянный уик-энд» – это значимый фильм, безусловно. Его сильные стороны – это честное изображение алкоголизма, достойная актерская игра. Но вот режиссерская и сценарная работы меня не впечатлили.

5 из 10