12.07.2025
Жанр: Фантастика, боевик
Режиссёр: Джеймс Ганн
В ролях: Дэвид Коренсвет, Рэйчел Броснахэн, Николас Холт, Эди Гатеги, Скайлер Гизондо, Мария Габриела де Фария, Брэдли Купер, Сара Сампайо, Уэнделл Пирс, Прюитт Тэйлор Винс, Златко Бурич, Фрэнк Грилло, Нэйтан Филлион, Изабела Мерсед.
Премьера в мире: 08.07.2025
Бюджет: 225 000 000 $

Супермен в новых координатах
Ждал ли я «Супермена» Джеймса Ганна? Конечно. Все-таки это один из самых узнаваемых героев мировой поп-культуры, и у меня к нему особая симпатия — он мой любимый супергерой. С другой стороны, именно постановщик вызывал сомнения. Джеймс Ганн, конечно, умеет работать с комиксами, что доказал в «Стражах Галактики», но там был марвеловский дух: яркий, дерзкий, со своим особым шармом. А вот как этот стиль сочетается с образом Супермена, где важны масштаб, серьезность и определенный вес — для меня оставалось большим вопросом. После просмотра стало ясно: сомнения не были напрасны.
Начнем с того, что Ганн не стал пересказывать происхождение Кларка Кента. И это, в общем-то, разумный ход. Мы уже видели становление Супермена много раз — от Ричарда Доннера до Зака Снайдера — и все это давно стало частью культурного багажа. В новом фильме герой уже существует в мире, действует, помогает людям, взаимодействует с другими суперлюдьми — словом, зритель попадает сразу в работающую вселенную. И вот тут возникает двоякое чувство: вроде здорово, что не тратим час на ориджин, а с другой — будто пропустил первую часть. Персонажи появляются, действуют, но эмоционального фундамента им явно не хватает.
Кларк Кент — он же Супермен — здесь совсем другой. Яркий, открытый, почти мультяшно положительный. Местами даже наивный. Но сыграно это хорошо. Ганн сконцентрировал внимание на том, что Супермен — это не бог и не воин, а человек, который всеми силами старается не допустить боли и потерь. И эта линия работает. Главный внутренний конфликт героя — попытка понять, кто он, и что для него значит быть частью человечества. В фильме есть важные сцены, где этот поиск себя становится главным стержнем повествования, и в эти моменты история звучит сильнее, чем в прочих, более комиксных эпизодах.

Учитывая, что перед нами все-таки кинокомикс, и я сам именно так его и воспринимаю, без требований к полной реалистичности, все равно поражает наивность Кларка Кента. Он ведь не новичок, уже не мальчишка с фермы, а опытный журналист, человек, который, очевидно, разбирается в устройстве мира, в геополитике, в том, как работают властные структуры. Но при этом в фильме он с искренним недоумением воспринимает реакцию политиков — и американских, и международных — на действия Супермена, когда тот отправляется в другую страну и действует там единолично. Это вызывает внутренний диссонанс. Хочется, чтобы Кларк понимал, что сила, даже во благо, — всегда инструмент власти и угрозы. Но в мире Ганна, кажется, такие нюансы вторичны. Тут Супермен по-прежнему символ, который должен светиться изнутри. И как бы я ни недоумевал, все равно принимаю эти условности — таковы правила этого комиксного мира.
Лекс Лютор в исполнении Николаса Холта оставил странное впечатление. Это явно не образ из мира Снайдера или даже Хэкамановских версий. Скорее стилизованная, подчеркнуто комиксная версия персонажа с набором стандартных черт: эгоцентризм, холодный расчет, мания величия. Холт старается, отыгрывает четко, но сценарий дает ему мало пространства для объемности. Есть намеки на интересные слои, но в целом его антагонизм остается в плоскости условностей. В рамках мира Ганна — работает. В реалистичном ключе — нет.

Лоис Лейн, которую играет Рэйчел Броснахэн вполне уверенная. Ее журналистка умна, бойка, умеет ставить вопросы и не теряется рядом с Суперменом. Внутри фильма она не просто «любовный интерес», а человек с миссией. Но вот чего не хватает — так это сцен, которые бы показали настоящую близость между ней и Кларком. Драмы между героями преступно мало, как будто отношения уже давно устоялись, а мы просто не застали, как это произошло.
Крипто — отдельный весельчак проекта. Смешной, добрый, важный. В сценарии он получился не просто псом для комичности, а выступил полноценным персонажем, который помогает двигать сюжет. Ганн умеет показать таких героев, и тут это работает.
Среди второстепенных персонажей в фильме Ганна появляется любопытная троица, которую сложно игнорировать — пусть даже они и не играют ключевой роли в развитии центрального конфликта. Мистер Террифик в исполнении Эди Гатеги — один из самых интересных визуально и концептуально. Его образ — это сочетание сдержанного интеллекта и технологической крутости. Он вроде бы не кричит о своей важности, но моментами становится центром притяжения на экране. В нем чувствуется какая-то нераскрытая история, и, возможно, именно на это и делает ставку Ганн в расчете на будущие фильмы. В текущей картине герой скорее фон, но фон приятный и с потенциалом.
Изабела Мерсед, играющая Орлицу, добавляет в команду немного юношеского задора. Ее героиня — порывистая, уверенная в себе, но еще без нужной выучки и дисциплины. И в этом есть своя прелесть. Это персонаж, за которым приятно наблюдать, даже если сюжет дает ей не так много места. Орлица не раздражает, а наоборот — добавляет живости и того самого комиксного веселья, которое Ганн так любит.
Ну и, конечно, Нэйтан Филлион в образе Гая Гарднера — Зеленого Фонаря. Вот это попадание. Его герой — самодовольный, шумный, временами нарочито невыносимый. Но чертовски харизматичный. Филлион выкручивает своего героя до состояния почти пародийного, но при этом оставляет в нем каплю сердечности. Это не тот Зеленый Фонарь, к которому привыкли фанаты Хэла Джордана, но в рамках стиля Ганна персонаж вполне работает. Иногда даже хочется увидеть спин-офф про эту троицу, настолько они живые.

Команда получается странной, местами комичной, но органичной в той вселенной, которую строит Ганн. Они не «второй план» в скучном смысле, а скорее те, кто создает рельеф вокруг главного героя. И, несмотря на то, что сюжет не слишком глубоко погружается в их биографии, времени, чтобы ими насладиться, хватает. Да и чувство, что мы их увидим еще не покидает.
Что касается остального кастинга — тут сборная солянка. Кто-то органичен, кто-то откровенно лишний. Пара второстепенных персонажей создают впечатление героев будущих фильмов: как будто их вставили ради «галочки», чтобы потом можно было развить. В этой части они явно не на своем месте, и смысла от них пока не много. Запомнились герои в исполнении Скайлера Гизондо (Джимми Олсен), Мария Габриела де Фария (Инженер), Сара Сампайо (Ева), Уэнделл Пирс (Пэрри Уайт), Фрэнк Грилло (Рик Флэг старший). Особняком стоят харизматичные Прюитт Тэйлор Винс в роли отца Кларка и Златко Бурич в роли Василия.
Визуально фильм становится праздником ярких красок. Светлая палитра, красочные костюмы, спецэффекты уровня выше среднего. Экшен-сцен много, они бодрые, но лично меня не зацепили. Масштаб не ощущается: несмотря на географию событий, все воспринимается как локальное столкновение, а не судьбоносная битва. Нет ощущения угрозы планетарного масштаба. Все как-то камерно — возможно, осознанно, но впечатления это не усиливает.
Юмор здесь в лучших традициях Ганна. Его много. Прямо очень много. В некоторых сценах — действительно смешно, даже неожиданно метко. А в других — хочется, чтобы хоть кто-то в кадре замолчал. Иногда это сбивает тональность, выбивает из эмоционального ритма. Но, опять же — это стиль, и он последователен.
Главное, что видно: Джеймс Ганн строит вселенную с нуля. Он не просто снял фильм, он заложил фундамент. Новое прочтение, новые акценты. Да, это не та версия, что мне близка. Мне все еще ближе снайдеровский Супермен — с трагизмом, с потерей, с масштабом почти библейским. Но в рамках своей задумки Джеймс Ганн справился. Он не повторяет, не стесняется быть другим. Его «Супермен» — это герой света, без полутонов, с идеей, что добро — это активная позиция.

Лично для меня этот фильм — проходной. Не раздражает, но и не цепляет. Я его ждал, получил именно то, чего и опасался. Но, несмотря на это, не могу не признать: в этом подходе есть системность, есть цель, есть честность. А значит — пусть будет. В этом новом мире Супермен все еще есть. Просто он теперь говорит на другом языке. И я все равно буду за небо болеть.
6 из 10