15.03.2025

Жанр: Драма, детектив

Режиссёр: Анатоль Литвак

В ролях: Оливия де Хэвилленд, Марк Стивенс, Лео Генн, Селест Холм, Гленн Ланган, Хелен Крэйг, Лейф Эриксон, Бьюла Бонди, Ли Патрик, Ховард Фриман

Премьера в мире: 04.11.1948

Награды:

Оскар

Лучший звук

Венецианский кинофестиваль

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Оливия де Хэвилленд)

В яме Литвака

«Змеиная яма» Анатоля Литвака — фильм, который предлагает путешествие в глубины человеческого сознания, но не достигает поставленных целей. По крайней мере, со мной. Основанная на одноименной книге Мэри Джейн Уорд, картина ставит перед собой амбициозную задачу: осветить тему психических заболеваний и их лечения. Однако результат оставляет противоречивые впечатления, ведь от картины ожидаешь скорее привычного для тех лет классического нуара, а в итоге получаешь нечто другое.

История рассказывает о молодой женщине Вирджинии Каннингэм, которая внезапно оказывается в психиатрической клинике, не понимая, как она туда попала. Постепенно перед зрителем раскрываются воспоминания героини, ее борьба с травматическими событиями прошлого и попытки доктора Кика вернуть ее к нормальной жизни. Фильм будто бы избегает чрезмерного драматизма, предлагая скорее наблюдение за процессом лечения, чем глубокое эмоциональное погружение.

Оливия де Хэвилленд в роли Вирджинии демонстрирует достойную игру и умение передать нюансы сложного внутреннего состояния своей героини. Ее игра убедительна, но не всегда способна вызывать те эмоции, которых ожидаешь от такой темы. Лео Генн в роли врача также справляется со своей задачей, но его персонаж остается скорее поверхностным и мало раскрытым. Марк Стивенс хорошо дополняет образующееся трио. Но не чувствуется в его роли чего-то особенного. В целом, актерский состав старается, однако некоторая сдержанность и «недокрученность» вредит картине, ломая общую канву повествования.

Фильм берется рассказать об исследовании психических заболеваний и тех особенностей, которые окружали их в обществе того времени. Картина стремится показать проблемы системы, сочетающей неэффективные методы лечения с редкими проблесками гуманизма. Однако попытка продемонстрировать проблемы главной героини через призму ее восприятия происходящего вокруг лично со мной не срабатывают и кажутся слабыми.

Использование элементов нуара в сеттинге психиатрической клиники выглядит любопытно, но не слишком удачно. Мрачная атмосфера, построенная на игре света и тени, работает лишь отчасти, не усиливая драматизма. Кульминационные моменты, которые должны быть наполнены эмоциями, не производят сильного впечатления, оставляя по большей части просто наблюдателем, чем действительно погруженным в события.

Несмотря на серьезность темы и старания актеров, «Змеиная яма» остается скорее интеллектуальной, чем эмоциональной картиной. Это важное произведение своего времени, но лично для меня его реализация не соответствует ожиданиям, оставляя с некоторым чувством разочарования от увиденной истории.

6 из 10