12.08.2022

Жанр: Боевик, триллер

Режиссёр: Кристофер Нолан

В ролях: Кристиан Бэйл, Кэти Холмс, Майкл Кейн, Киллиан Мёрфи, Том Уилкинсон, Лиам Нисон, Кэн Ватанабэ, Гари Олдман, Морган Фриман, Рутгер Хауэр

Премьера в России: 16.06.2005

Бюджет: 150 000 000 $

Общие сборы: 371 853 783 $

Награды:

Премия канала «MTV» (Лучший герой (Кристиан Бэйл))

Сатурн (Лучший фэнтези-фильм, Лучший актер (Кристиан Бэйл), Лучший сценарий)

Переосмысление комиксов на большом экране

Успешные фильмы Тима Бертона «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается», а также их менее заметные сиквелы «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин» от Джоэля Шумахера задали некоторый тон повествования о, наверное, самом мрачном широкоизвестном борце с преступностью во вселенной DC. Тем ярче выступило новое переосмысление Бэтмена под руководством Кристофера Нолана. Режиссер будто бы перевернул мир комиксов, продемонстрировав, что вымышленные костюмированные герои и злодеи могут отлично вписываться в реальный человеческий мир.

«Бэтмен: Начало» я всегда так или иначе сравнивал с предыдущей тетралогией. И фильм Нолана, что первоначально существовал в моем понимании, как некий приквел, сильно выбивался из ряда этих экранизацией о готэмском рыцаре. Мир Нолана — яркий Готэм, который существовал в юности Брюса Уэйна, а затем погрязший в коррупции и насилии мегаполис. Нолан отлично демонстрирует это изменение светлыми тонами в сценах флэшбэков, а также показывает темный и мрачный город в те времена, когда в нем появляется мститель в маске летучей мыши.

Нам показывают путь становления главного героя, которого хорошо показал Кристиан Бэйл. До этого полноценного ориджина в кино мы не видели. Поэтому происхождение Бэтмена оказалось очень важным, как с точки зрения сюжета, так и в целом для понимания сложного персонажа Уэйна на экране в целом.

Картина позволяет проследить за становлением героя благодаря демонстрации в этой истории сразу нескольких значимых фигур из комиксов. В первую очередь, это дворецкий четы Уэйнов Альфред Пенниоурт, который вырастил сироту. Майкл Кейн — грандиозный актер. Все его роли шикарны, но роль Альфреда для меня является особенной. Он своеобразный отец и старший товарищ для главного героя, тот человек, которого может не хватать именно в молодые годы вроде бы уже выросшего парня. Ибо отеческие советы для молодого человека вполне могут казаться уже неуместными, а старшего авторитетного товарища, что всю жизнь был рядом, часто в реальной жизни не бывает. И Альфред здесь выступает своеобразной заменой родителя и при этом мудрым советчиком. Всегда остроумный и яркий, но при этом не давящий и позволяющий Брюсу самому прочувствовать взрослую жизнь.

Другой важный герой — Джеймс Гордон в исполнении не менее знакового актера Гари Олдмана. Перевоплощение актера в положительного и сильного героя вышло отличным. Если раньше для меня он олицетворял злодеев из «Пятого элемента» или «Леона», то здесь — это абсолютно иной человек. Страж закона, любящий семьянин, справедливый человек. Олдман — отличный актер и его роль Гордона здесь также является важной в становлении Брюса Уэйна.

В фильме нам показывают сразу трех злодеев из комиксов о Бэтмене. Для своего времени это был смелый шаг, потому что, как правило, герой и злодей сходятся один на один. Нолан же пошел дальше, показав в картине Пугало, Фальконе, Рас аль Гула. Опять же, кроме как для насыщенности повествования и противостояний, я вижу такое введение для того, чтобы Брюс Уэйн пришел к тому, чтобы стать Бэтменом. Ведь именно Кармайн Фальконе раскрыл молодому человеку глаза на происходящее в родном городе, заставив задуматься над тем, а как бы Брюс мог повлиять на ситуацию, будучи «принцем Готэма», миллиардером, что просто проживает свою жизнь бесцельно. Пугало становится олицетворением страха. Брюс решает, что именно с помощью внушения страха будет бороться с преступниками, создав тем самым своеобразный Дамоклов меч — преступники всегда будут бояться сделать что-то противозаконное, потому что где-то есть Бэтмен, и он обязательно придет за ними. Ну а Рас аль Гул, человек, обучивший Уэйна, подаривший ему знания о контроле над собой и своими страхами. Бэтмен берет от каждого что-то. И в совокупности становится тем, кого позднее назовут Легендой.

Визуальный и аудио ряды радуют. Постановка отличная, боевые сцены красивые, музыка — выше всяческих похвал. Саундтрек Циммера и Ховарда обязательно запомнятся своими мотивами. Номинация на Оскар за лучшую работу оператора — это тоже показатель качества проекта.

Работа Кристофера Нолана определенно стоит внимания. Это начало отличной трилогии, фильм, в котором масса интересных идей, визуальных и технических решений, фильм, который задает новую моду на супергероику.

9 из 10