29.08.2022

Жанр: Фантастика, боевик

Режиссёр: Сэм Рэйми

В ролях: Тоби Магуайр, Уиллем Дефо, Кирстен Данст, Джеймс Франко, Клифф Робертсон, Розмари Харрис, Дж.К. Симмонс, Джо Манганьелло, Майкл Пападжон, Билл Нанн

Премьера в России: 01.05.2002

Бюджет: 139 000 000 $

Маркетинг: 50 000 000 $

Общие сборы: 821 708 551 $

Награды:

Премия канала «MTV» (Лучшая женская роль (Кирстен Данст), Лучший поцелуй (Кирстен Данст, Тоби Магуайр))

Сатурн (Лучшая музыка)

Классический Человек-Паук

Когда вспоминаешь фильм Сэма Рэйми «Человек-Паук» 2002 года выпуска, то невольно улыбаешься. Это происходит, наверное, потому, что теперь это незыблемая классика, один из первых супергеройских фильмов, коих теперь пруд пруди. Это фильм из детства, который по сути определял положение дел для детских умов. Все было просто. Есть добро, а есть зло. Никаких усложнений в сюжете, двойственных интерпретаций ситуаций. Просто есть протагонист и антагонист, и они борются друг с другом, как добро борется со злом с тем, чтобы одному из них победить и тем самым показать интересную историю.

Трилогия Сэма Рэйми о Человеке-Пауке с Тоби Магуайром вообще стала чем-то светлым и простым. А первый фильм из этой серии и вовсе размерено повествует о становлении молодого героя и его принятии свалившимся силе и ответственности. Жанр современной супергероики еще даже не зародился, знаменитые теперь успешная Кинематографическая Вселенная Марвел и менее успешная Расширенная Вселенная DC даже не планируются. Только стартовавшая серия про Людей Х худо-бедно вспоминается, как некое сравнение с историей Паука Магуайра. И это даже хорошо. Зритель учится понимать простые правила этого мира, принимать абсолютную полярность героев, постигать законы представленной Вселенной. Именно по этой причине и многократно усложнившегося как комиксного мира фильмов, так и в целом неоднозначного окружающего реального мира со множеством существующих правд, «Человек-Паук» Сэма Рэйми позволяет погрузиться в одну историю молодого человека, который ищет себя и находит своим долгом стать дружелюбным соседом для жителей огромного Нью-Йорка.

Фильм вышел душевным и насыщенным. Немногочисленные главные герои позволяют режиссеру с помощью грамотного сценария познакомить нас со всеми действующими лицами и показать их эволюцию в отведенные пару часов на экране. Тоби Магуайр и его Питер Паркер отлично вписываются в концепцию истории. Уже взрослый актер всегда казался мне подходящим для этой роли старшего школьника. Его манеры, застенчивая улыбка, истинные эмоции — все это позволяло видеть в Тоби старшеклассника Питера Паркера, который начинает свое взросление и превращение из обычного непримечательного подростка в молодого человека, что учится принимать взрослые и взвешенные решения.

Кирстен Данст еще в юном возрасте стала популярной, отлично сыграв в «Интервью с вампиром». И ее появление в «Человеке-Пауке» вновь подтвердило, что она отличная актриса. Однако раскрыться в этом фильме ей, на мой взгляд, не особо позволял сценарий. Ее героиня Мэри-Джейн Уотсон предстает беззащитной девушкой, которая постоянно нуждается в спасении именитым героем, она порой выглядит, как некий трофей в борьбе между молодыми героями фильма (Питером Паркером и Гарри Осборном), чем настоящая личность. И еще раз повторюсь, уверен, что это проблема не игры актрисы, а именно сценарный промах или даже упрощение ее персонажа.

Хорош и Джеймс Франко. Пусть он по-настоящему раскроется для меня в третьем фильме этой франшизы, здесь молодой актер достойно показывает младшего Осборна, как человека, что всю жизнь искал одобрения отца. Это сложный персонаж со своими внутренними проблемами, которые все также обязательно аукнутся всем в будущих фильмах.

Отдельное украшение фильма — актер Уильям Дефо. Вот уж кто действительно тянет на себе всю картину. Его Норман Осборн даст фору любому злодею. Дефо как всегда харизматичен, ярок и опасен на экране. С ним не договориться, от него не уйти. Он целеустремлен, опасен и невероятно притягателен, как антагонист. Наблюдать за действиями Зеленого Гоблина на экране одно удовольствие. Учитывая сложные семейные и дружеские узы в этом маленьком кругу главных действующих лиц, зритель уверен, что даже семейный ужин вряд ли сможет пройти в спокойной дружеской атмосфере, когда за одним столом оказываются такие разноплановые персонажи.

Обязательно стоит упомянуть о своеобразных спокойных персонажах, коими являются дядя Бен и тетя Мэй — родственники Питера Паркера. Они будто бы клей, который связывает воедино всю картину, являют собой мораль этого мира и учителей, наверное, для всех героев и зрителей. «Большая сила несет большую ответственность» — изречение, которое, наверное, и я и многие другие фанаты пронесли и продолжают проносить через свои жизни. Ведь эти слова очень правильные и учат уметь отвечать за свои решения, особенно, когда ты уже становишься взрослым и должен нести ответственность уже не просто за свои поступки и ответственность за себя, но и за свои поступки и свою семью в попытках дать ей лучшее, а также защитить от кучи разных проблем.

«Человек-Паук» появился на свет очень вовремя. Это нестареющая классика для моего поколения, глоток того практически идеального и простого мира, которого никогда не могло быть в реальности, но того, что существовал в интерпретации Рэйми, когда все вокруг было куда не так сложно, чем сейчас. Тогда ты знал, что мир намного проще, он предсказуем. Теперь же, когда оглядываешься вокруг, то отчетливо понимаешь, что мир многогранен и сложен, делать в нем поступки куда сложнее, а результаты действий непредсказуемы. Этому научила не только реальная жизнь, но и во много раз усложненные супергеройские картины, коих с тех пор вышло несколько десятков. В них мир кажется намного более реальным и опасным. И этот факт также заставляет вспоминать первую картину трилогии о Человеке-Пауке Магуайра с особой теплотой в сердце. Ведь это хорошо забытое прошлое, которое иной раз хочется оживить, просто вновь запустив картину на экране и услышав первые аккорды знаменитой мелодии из красочной заставки.

10 из 10