28.08.2022

Жанр: Драма, триллер

Режиссёр: Уильям Уайлер

В ролях: Одри Хепберн, Ширли Маклейн, Джеймс Гарнер, Мириам Хопкинс, Фэй Бейнтер, Карен Балкин, Вероника Картрайт, Мими Гибсон, Дэбби Молдоу, Дайан Маунтфорд

Премьера в мире: 19.12.1961

Бюджет: 3 600 000 $

Общие сборы: 3 000 000 $

Поступки бывают жестокими, а их последствия — опасными

Одри Хепберн всегда была мне симпатична. Картины с ее участием, как правило, тяготеют к жанру мелодрамы или комедии. Однако фильм «Детский час» заинтриговал своим синопсисом. Особенно если сопоставить год выпуска картины (1961) и поднимаемую тему однополой любви. Не припоминаю так ярко иной картины, которая бы взялась развивать подобную тему в те далекие для популярной теперь повестки, что уже стала обыденностью в нашем веке.

Пять номинаций на «Оскар», три номинации на «Золотой Глобус», острая подача материала и безупречная актерская игра — все это драма Уильяма Уайлера «Детский час». Картина в начале просмотра может даже не настраивать на последующее тяжелое повествование. Фильм как фильм. Рассказывает о том, как две девушки открывают частную школу для девочек. Однако череда событий приводит к тому, что одна за другой девочки начинают покидать школу. Главные героини, как и зрители, поначалу даже не могут понять, что случилось, но правда в итоге выплывает наружу, когда выясняется, что одна из мстительных учениц за свой проступок и наказание со стороны одной из преподавательниц рассказывает ложь своей родственнице, которая затем доносит на молодых учительниц всем родителям детей из этой школы.

Сюжет закручивается, приковывая к экрану. Как поведут себя оклеветанные девушки, каким образом им отстоять свою честь и вернуть в школу детей, можно ли поменять отношение людей, даже если все высказанное ученицей ложь и будет доказано в суде? Вопросы, которые очень сложны, а ответы, кажется, просятся сами собой и не сулят ничего позитивного для оскорбленных.

Авторы фильма наглядно демонстрируют, как порой бывают опасны высказывания людей, детей в том числе. Насколько стоит верить высказываниям последним, до какого возраста те имеют право не осознавать последствия своих действий? Часто бывает, что злая ложь маленькой девочки может всецело изменить судьбы стольких людей, буквально перечеркивая всю жизнь. Где проходит эта грань, когда ребенок не понимает, что делает, а его родитель-взрослый не в состоянии вывести ребенка на чистую воду и даже объяснить, как опасно действовать именно так, как сделала та девочка из фильма. Много разных неизвестных, масса возможностей для рассуждений. Как итог — сломанные судьбы.

В какой-то момент фильма осознаешь, что первоначальное ожидание раскрытия темы гомосексуализма вообще уходит на задний план, ведь повествование сводится к другой проблеме, той, что описал выше. В какой-то момент понимаешь, что жизнь бывает чрезмерно жестока, а люди — злопамятны и сложно забывают даже никогда не существовавшие вещи, в которых пострадавших нечестно обвинили. Задаешься вопросом, насколько же сильна бывает ложь, что даже последующее разоблачение не позволяет людям взглянуть прежними глазами на тех, кого обвинили в том, чего они не совершали?

Близкие подруги, коими стали героини Одри Хепберн и Ширли Маклейн, вместе пытаются восстановить справедливость, очистить свои имена от позорного обвинения. Им не удается, а жизнь каждой продолжает рушиться. Они становятся опорой друг для друга, людьми, которые понимают отчаяние другого, как никто другой. Возможно ли, что в такой тяжелой ситуации, когда весь мир против вас, рождается действительно чистое чувство любви? Пусть даже между двумя женщинами. Сложный момент. Я так и не смог для себя ответить на вопрос о причинно-следственной связи позднего открытия этого фильма, когда Марта (Ширли Маклейн) сделала невероятное признание Карен (Одри Хепберн). Могли ли чувства Марты появиться после произошедшего обвинения, когда отчаяние далось девушке новым чувством к подруге, или же это чувство было изначально. Сложно сказать, да ответ и не требуется, чтобы познать всю горечь надломленных судеб молодых учительниц.

В фильме также хорошо прослеживается и иная тема. Тема необоснованных обвинений. В современном мире много примеров, когда уже после всего лишь заявления одного человека против другого, общество делает выводы, навешивает ярлыки и выносит свой приговор, даже не дожидаясь судебных разбирательств и доказательства вины. Кажется, обществу это и не нужно. Отличный пример — конфликт Джонни Деппа и Эмбер Херд, когда девушка обвинила актера в физическом насилии, а Депп сразу же лишился всего, что заслужил десятилетиями труда. Человек остается без всего: контрактов, ролей, уважения. Не говоря уже о нервах. Компании же выступают достаточно лицемерными, когда «отменяют» карьеру человека просто по факту, чтобы не нести репутационные риски. Но после состоявшегося суда пытаются восстановить актера в роли или что-то подобное. Тошнит от такого отношения. И это только один пример.

Героини же фильма «Детский час» в иной ситуации. Они также борются за свою честь, но, кажется, справедливость уже не может восторжествовать. То, что было уничтожено ложью однажды, становится своеобразной точкой невозврата и не дает возможности возвращения к прошлой жизни, когда все было хорошо.

История печальная. Создатели фильма потрудились на славу, подарив шикарный фильм зрителям. Ни на секунду не сомневался, что картина выйдет отличной. Она учит людей быть более внимательными к окружающим нас людям. Ведь кто такие учителя для родителей детей? Те, кто передает знания, грубо говоря человек, который оказывает услугу. Но нельзя забывать, что учитель тоже личность со своими чувствами и проблемами. Да любой человек — личность. Человек должен относиться к другому человеку с уважением и вниманием. Тогда, возможно, все общество станет более внимательным и гуманным. Но в нас все еще живут демоны. Когда любое, даже лживое утверждение может разрастить до такого состояния, что любой может быть затравлен, даже, если ничего вмененного не совершал, демоны людей вырываются наружу, буквально извергая всю желчь на найденную жертву. Грустно.

«Детский час» отлично демонстрирует, что всегда необходимо сначала разбираться во всех обстоятельствах, не делать поспешных выводов, уметь отличать ложь от правды. Порой даже незначительные вещи могут вылиться в целые трагедии для людей, руша судьбы и кардинально меняя вектор существования человека. Надеюсь, что зрители этого фильма обязательно сделают похожие выводы.

9 из 10