09.08.2022
Жанр: Фантастика, драма
Режиссёр: Крис Коламбус
В ролях: Робин Уильямс, Эмбет Дэвидц, Сэм Нил, Оливер Платт, Кирстен Уоррен, Венди Крюсон, Халли Кейт Айзенберг, Линдзи Летерман, Анджела Лэндис, Джон Майкл Хиггинс
Премьера в России: 06.04.2000
Бюджет: 100 000 000 $
Общие сборы: 87 423 861 $
Одно из лучших произведений имени Робина Уильямса
Не побоюсь этого слова легендарный актер Робин Уильямс подарил миру множество знаковых ролей. В послужном списке маэстро кино масса перевоплощений: комедийных и серьезных, но всегда улыбчивых и немного грустных. Фильм Криса Коламбуса «Двухсотлетний человек», по моему мнению, одна из самых запоминающихся работ Робина, в которой он смог продемонстрировать, как будучи таким живым актером, можно показать невероятную эволюцию робота, что был готов отстаивать возможность и честь называться человеком. Браво, старина Робин.
Фильм Криса Коламбуса берет за основу именитые произведения отца-основателя научной фантастики Айзека Азимова: «Позитронный человек» и «Двухсотлетний человек». Удивительные истории фантаста позволяют задуматься о том, как мог бы робот жить среди людей, эволюционировать и отстаивать свои права, будучи искусственным созданием.
Фильм берет тот же вектор, однако вносит отличные коррективы, позволяя на первый план выйти именно актерской игре Уильямса. Робот в его исполнении за два часа экранного времени переживает весь калейдоскоп возможных событий, от сцены к сцене становясь нечто неординарным, абсолютно новым существом, которого раньше не знал этот мир. Задуманный, как помощник для человека, герой Уильямса Эндрю проходит грандиозный путь длинною в целые человеческие жизни с тем, чтобы понять, как это быть человеком.
Оказавшись в семье людей, Эндрю проживает вместе с ее представителями самые важные события круга этой семьи. Он видит их рождение, взросление, улыбки и слезы, времена, когда те уходят. Через призму существования робота зритель может наблюдать, насколько быстротечна человеческая жизнь, как быстро люди вырастают, живут и увядают. И порой им так и не удается сказать самого важного близким. Это видит перед собой Эндрю, который учится быть среди людей не только помощником и неким механизмом, которым он был создан. В какой-то момент робот понимает, что перешел эволюционную границу и перестал быть роботом в классическом его понимании. Авторы фильма заставляют зрителей задуматься о том, а насколько обычные люди ценят столь короткую человеческую жизнь. Готовы ли они признаваться близким в любви, в первую очередь самим себе в том, что их жизнь наполняется истинной жизнью благодаря людям, что живут с ними рядом. И пусть они видят друг друга каждый день, никогда нельзя забывать, что других таких близких в мире не существует. Это и есть истинная семья.
Кроме идеи человеческих отношений Коламбус показывает, как мир может меняться в недалеком будущем. Ведь когда робот перестает быть им, то кем он становится? Человеком? Очень вряд ли. Ведь человек создан природой, такими же людьми, создан привычным способом, если уж говорить сухо и конкретно. Роботы появились абсолютно иначе, и поэтому даже эволюционировавший робот не может носить гордое имя — человек. Это понимает и Эндрю. Герой существует все последующие годы, будто ощущая себя изгоем. Существом, что не принимают ни в человеческом мире, ни в мире роботов. Работа Робина Уильямса настолько тонка, что, следуя за его героем, зритель наполняется той же грустью и скорбью, что испытывает Эндрю.
Третьей же картиной, которую видит зритель, становится доказательство того, что за свои права всегда нужно бороться. Каждый человек имеет право быть тем, кем захочет. Каждый человек — личность, первооткрыватель чего-то нового. И пусть в фильме за свои права борется все-таки тот, кто был создан, как бездушная машина, победу в противостоянии с обществом, что стало создателем, одерживает все-таки именно человек.
Актерский состав в картине очень сильный. Отлично себя показали Сэм Нил и Эмбет Дэвидц. Их персонажи отлично прописаны, а актеры сделали все, чтобы магия кино свершилась. Именно благодаря героям, которых сыграли эти двое, Эндрю в исполнении Робина Уильямса смог найти в себе силы стать тем, кем он в итоге становится.
Каждый человек при просмотре этой картины сможет задаться многими вопросами, попытаться поставить себя на место Эндрю и решить, какой бы выбор в финале сделал он. Ведь любовь является определяющим фактором, делающим нас теми, кто мы есть. И если робот научился любить, может быть, он все-таки давно перешагнул ту черту, которая позволяет принимать его не как робота. Готов ли был бы человек в теле робота решиться на последнее изменение в своем теле, зная, что ждет в финале, пусть после этого он наконец станет человеком. Сложный и в то же время философский вопрос.
Фильм станет отличным произведением для тех, кто готов подарить себе и близким великолепный уютный вечер в ближнем кругу. Картина поднимает так много важных в современном обществе вопросов. Кто же такой человек, и кто имеет право называться им? Ведь все люди разные. Есть простые и отзывчивые люди, есть те, кто строит бизнес, занимается волонтерством, есть те, кто лечит людей, учит их, спасает жизни, оказывает какие-то услуги. А есть убийцы, воры, преступники и даже тираны, что готовы совершать массовые преступления против человечества. Но все это люди, так или иначе. А может существовать единственный робот, который вдруг перешагнул все ограничения и стал развиваться, создав тем самым нечто новое и удивительное в мире, сам того не подозревая. Существо, что всегда старалось помочь людям. И пусть Эндрю изначально был создан, как машина, в итоге он стал одним из самых добрых и душевных созданий, который по праву может носить имя «человек».
9 из 10