08.02.2025

Жанр: Драма

Режиссёр: Лоуренс Оливье

В ролях: Лоуренс Оливье, Эйлин Херли, Бейзил Сидни, Джин Симмонс, Феликс Эйлмер, Норман Вуленд, Теренс Морган, Стэнли Холлоуэй, Питер Кушинг, Эзмонд Найт

Премьера в России: 09.10.1998

Награды:

Оскар

Лучший фильм
Лучшая мужская роль (Лоуренс Оливье)
Лучшая работа художника (ч/б фильмы)
Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы)

Золотой Глобус

Лучший иностранный фильм
Лучшая мужская роль (Лоуренс Оливье)

Британская академия

Лучший фильм

Венецианский кинофестиваль

Золотой лев
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Джин Симмонс)

Взгляд на «Гамлета» Лоуренса Оливье

Известный Лоуренс Оливье предлагает свое видение истории Гамлета. В 1948 году на экранах появилась очередная экранизация произведения Уильяма Шекспира. И на этот раз первая звуковая экранизация. Знаменитый сюжет писателя предстает интересным, но, лично для меня, неоднозначным в этом фильме.

История легендарной шекспировской трагедии переносит зрителя в королевство Дания, где молодой принц сталкивается с предательством, смертью и неразрешимыми моральными дилеммами. Узнав о подозрительных обстоятельствах смерти своего отца, Гамлет начинает сомневаться в честности окружающих, что толкает его на путь размышлений и мести.

Лоуренс Оливье, взявший на себя не только режиссуру, но и исполнение главной роли, блестяще передает внутренние противоречия своего персонажа. Его Гамлет одновременно подавлен и решителен, терзается сомнениями, но находит в себе силы действовать. Однако именно эта моноцентричность ленты выглядит перегруженной, так как все внимание сосредоточено исключительно на его персонаже. Второстепенный актерский состав — Жан Симмонс в роли Офелии, Бейзил Сидни в роли короля Клавдия — вносят важный вклад в развитие сюжета, но их игра иногда теряется на фоне доминирующего присутствия Оливье.

Фильм исследует тему моральных выборов и их последствий. Через терзания и монологи Гамлета раскрывается глубина человеческой психологии: борьба между долгом, личными чувствами и страхом перед неизвестностью. Оливье делает акцент на внутренних монологах героя, минимизируя некоторые из второстепенных сюжетных линий, что могло бы сделать фильм более привлекательным для тех, кто ценит философскую сторону произведения.

«Гамлет» получил четыре премии «Оскар», включая награду за лучший фильм и лучшую мужскую роль для Оливье. Это был первый британский фильм (да и вообще первый не американский фильм), завоевавший главную статуэтку, что делает его важной вехой в истории мирового кинематографа. Еще две награды картины — лучшая работа художника и лучшая работа художника по костюмам (оба ч/б фильмы). «Гамлет» был рекордсменом наградного оскаровского сезона.

Как реализация одной из величайших пьес в истории литературы, «Гамлет» Лоуренса Оливье, безусловно, заслуживает внимания, однако фильм показался мне скучным. Отсутствие динамики и сильный акцент на монологах героя делают просмотр сложным, особенно для тех, кто не знаком с оригинальной пьесой. В то же время я признаю его историческое значение и вклад в развитие киноискусства. Возможно, это не тот фильм, который вызовет яркие эмоции, но он наверняка оценен теми, кто ценит классические экранизации Шекспира.

6 из 10