24.09.2022

Жанр: Боевик, триллер

Режиссёр: Джон МакТирнан

В ролях: Брюс Уиллис, Алан Рикман, Бонни Беделиа, Реджинальд ВелДжонсон, Пол Глисон, Уильям Этертон, Харт Бокнер, Джеймс Сигэта, Александр Годунов, Роберт Дави

Премьера в мире: 12.07.1988

Бюджет: 28 000 000 $

Общие сборы: 140 767 956 $

Йиппи-кай-эй, ублюдок

По одной только этой фразе можно сразу же с улыбкой вспомнить старого и доброго Джона Маклейна из полиции Нью-Йорка. Бодрый, саркастически веселый, порой грустный, но обязательно отважный коп с кучей собственных проблем сумел стать героем целого поколения благодаря особой харизме и отличной игре Брюса Уиллиса.

Сегодня я вспоминаю одну из первых известных ролей одного из столпов боевиков конца восьмидесятых с грустью. К сожалению, относительно недавно стало известно, что у Уиллиса проявилась возрастная болезнь мозга, которая не позволяет ему играть в кино. Нужно осознавать, что новых ролей от мастера боевиков уже не удастся увидеть, но это повод вновь вспомнить добротного героя Маклейна, которого подарил нам старина Брюс.

Роль в первом «Крепком Орешке» круто изменила амплуа актера, который до этого четко ассоциировался с комедийными ролями. Самой известной на тот период была игра в сериале «Детективное агентство «Лунный свет»». Однако роль обычного копа с грудой семейных и личных проблем, которую на себя примерил Брюс Уиллис, превратила мужчину в одного из самых узнаваемых актеров Голливуда.

Но в чем же был феномен Джона Маклейна? Чем он так запомнился зрителям, что стал любимцем? На мой взгляд, это неординарный персонаж, которого зритель боевиков 1970-1980-х не привык видеть на экранах. Как правило, герои-полицейские представали, как этакие профессионалы своего дела, способные разобраться со злодеями на раз-два. Брюс Уиллис же демонстрирует на экране совершенно нетипичного героя. Его Маклейн непривычно сложный персонаж с проблемами внутри семьи. Его брак трещит по швам, когда супруга с детьми по работе перебирается на другое побережье, а Джон отказывается поддержать жену и остается в Нью-Йорке. Сложно до конца разобраться, что движет героем, когда он ставит свою работу выше семейного блага. Действительно ли это его «карьера» копа в многомиллионном Нью-Йорке, или же нежелание принимать успех супруги в карьере, но мужчина остается на прежнем месте, отпуская супругу Холли в Лос-Анджелес.

Встреча же на Рождество на празднике в небоскребе Накатомия, который затем будет захвачен, поначалу вносит еще большую сумятицу в итак напряженные отношения супругов. Однако последующие события отодвигают на второй план семейные сложности, а генеральной линией повествования становится сам террористический акт, где масса злодеев решается на захват целого здания.

Картина поставлена прекрасно. Джон МакТирнан уже проявил себя, как хороший режиссер, поставив годом ранее знаменитого до сих пор «Хищника». Теперь же он предлагает отличный боевик в городских реалиях, четко следуя сюжетной линии, которая должна быть напряженной на протяжении всей картины. Но успех картины не сводится только к работе режиссера. Здесь каждый постарался на славу: сценаристы, оператор, монтажер, другие и конечно же актерский состав.

Среди многочисленных злодеев выделяются сразу несколько знаковых и запоминающихся персонажей. Но все они конечно же уступают истинному украшению этой ленты — герою Алана Рикмана по имени Ганс Грубер. Главарь террористов сразу же и без промедления показывает себя, как человек слова, готовый четко следовать поставленному плану. Но зритель конечно же понимает, что Маклейн будет той еще занозой в этой истории. Картина постепенно раскрывает нам интереснейшее противостояние, где истинный и такой настоящий среднестатистический коп старается разобраться со злодеями, не только мускулами и каменным лицом «aka» Шварценеггер в условном «Коммандо». Маклейн берет поначалу неожиданностью, проявляет смекалку, свои умения действовать, как человек в действительно реальных условиях. Это и подкупает в фильме, делает историю настоящей и такой интересной. Алан Рикман мастеровито действует на экране. Его злодей многогранен и хорошо раскрыт. Сценарий позволяет сыграть персонажа, раскрыв всю гамму возможностей именитого Рикмана. Его персонаж опасен и интересен, имеет свой взгляд на вещи, готов идти до конца.

Фильм обязательно порадует качественными перестрелками, массой взрывов, добротным саркастическим юмором от героя Уиллиса, чьи шутки и высказывания разойдутся на цитаты. За пару часов, что продолжается фильм, можно проникнуться этой интересной историей и эволюцией отношения мужа и жены, которых так хорошо сыграли Брюс Уиллис и Бонни Беделиа. Во время произошедших событий они наконец-то поймут, как важно быть вместе, стать вновь одной семьей, оставив позади распри и обиды. «Крепкий Орешек» же запомнится надолго, впоследствии став классическим боевиком, который еще не раз будет пересмотрен истинными почитателями творчества Уиллиса и Рикмана.

9 из 10