20.12.2023

Жанр: Драма, история

Режиссёр: Кристофер Нолан

В ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни мл., Флоренс Пью, Джош Хартнетт, Кейси Аффлек, Рами Малек, Кеннет Брана, Бенни Сэфди, Давид Дастмалчян, Дэйн ДеХаан, Джейсон Кларк, Гари Олдман

Премьера в мире: 19.07.2023

Бюджет: 100 000 000 $

Общие сборы: 951 469 265 $

Вот он – ставший Смертью, разрушителем миров…

Наверное, «Оппенгеймер» действительно стал главным фильмом 2023 года. Сошлись несколько факторов, среди которых несомненно интересная личность отца ядерной бомбы, Манхэттенский проект, россыпь известных актеров как на главных ролях, так и на ролях второго и порой даже третьего плана. И конечно же громкое имя постановщика картины. Кристофер Нолан за свою более чем тридцатилетнюю карьеру режиссера завоевал сердца многих зрителей и почитателей кино. В его послужном списке шикарные и спорные ленты. Но одного не отнять: картина-байопик про Роберта Оппенгеймера – явный вызов самому себе.

Проект Нолана вызвал интерес еще только тогда, когда было объявлено, что следующей работой станет картина о биографии одного из известнейших людей 20 века. Помню, я тогда еще подумал, как-то этот проект не вяжется с работами Нолана, прекрасного визионера, блокбастерного стратега. Сейчас, когда «Оппенгеймер» просмотрен, я понимаю, что режиссер решился на новый шаг в своей карьере. Крис решил попробовать себя в ином жанре. И, на мой взгляд, ему это хорошо удалось.

Картина охватывает несколько десятилетий жизни ученого, показывает насыщенную жизнь человека, его взаимоотношения с супругой, любовницей, многими другими людьми, среди которых особенно важна линия взаимодействия с главой комиссии по атомной энергии США Льюисом Штрауссом.

Картина резко отличается от привычного нолановского повествования. Здесь не стоит ждать огромных масштабов и великолепия аймаксовских съемок, которые так любит автор. Фильм будоражит совсем иным. Масса героев, нелинейное повествование и две сюжетные арки, которые, как видится мне, специально созданы в цвете и в черно-белой картинке. Одна из них, цветная, показывает субъективную точку зрения главного героя, Роберта Оппенгеймера. Эта арка позволяет проследить историю жизни Роберта так, как видит ее сам отец атомной бомбы. Вторая выполнена в черно-белых красках (вернее отсутствие таковых) и призвана показать объективную картину и при этом концентрируется на истории Льюисса Штрауса. Нолан добавляет яркий темп, очень большое количество диалогов, быстрый монтаж и отличную музыку Людвига Горанссона.

Герои Нолана живые и многогранные. Не получится увидеть здесь откровенных злодеев и недругов. Тут есть просто люди, которые стали частью истории. Они вершат ее, меняя судьбу человечества раз и навсегда, создавая Дамоклов меч, что и по сей день невидимым острием нависает над всем миром. То, что было создано много десятилетий назад, то страшное оружие, что сегодня воспринимается, как данность, вполне возможно создавалось, как сдерживающее. Но с таким же успехом оно может стать и фатальным, однажды обрушившись на целые народы.

Все эти проблемы красной нитью проходят сквозь повествование картины. Нолан показывает своего Оппенгеймера, как человека, который видит в кошмарах то, что сам и создал. И главная заслуга сценария, режиссуры и конечно же актера Киллиана Мерфи, что играет Роберта, это тот нерв, та натянутая струна, в которую с годами превратился Оппенгеймер. В фильме показано, как этот человек страдает от того, что дал людям. И если от эпизода к эпизоду мы видим, что он неопределенно реагирует на свое детище, что принесет смерть, то ближе к финалу протагонист меняется, будто бы не подавая вида для окружающих, но имея внутри себя дикую боль и кошмары наяву, представляя, как он стал разрушителем миров.

Актерский состав великолепен. Тут масса известных имен на разноплановых ролях. Особняком наряду с Мерфи конечно же стоит Роберт Дауни младший. Сценарий распоряжается так, что последний выступает неким антагонистом, человеком, что очень важен для этой истории. Быть может и так. Я не увидел какой-то удивительной игры Дауни младшего, он может быть еще лучше, но с этой ролью актер справился отлично.

Картина несомненно является важной вехой в карьере Киллиана Мерфи. Он много раз снимался у Кристофера, но главную роль занял впервые и, на мой взгляд, справился с ней просто шикарно.

«Оппенгеймер» вряд ли можно записать в лучшие работы Кристофера Нолана. Автор имеет куда более сильные фильмы, среди которых несомненно «Интерстеллар», «Начало», трилогия о Темном рыцаре, «Престиж» и другие. Но этот фильм – послание миру о том, что все мы живем в то опасное время, когда стоит переосмыслить мироустройство, где существуют глобальные вызовы. Фильм готов дать сильную пощечину, чтобы люди очнулись и подумали, куда все-таки нас ведут, к чему мы придем в итоге. Кроме того, картина показывает, как имя автора может работать на него. И авторское кино Нолана оказалось настолько интересным, что привлекло массового потребителя. Фильм не даст оценок всему тому, что было показано. Это отличный ход Нолана. Зритель сам должен порассуждать после титров, кто есть кто в этой истории, а, самое главное, к чему привели нас те события.

Картина демонстрирует и заявляет, что создание атомного оружие было задумано как то, что раз и навсегда положит конец войнам. Быть может и так, а может и нет. Истинных мотивов людей, что превратили атомную энергию в опасное оружие, мы никогда не узнаем. Однако даже если предположить, что все было именно так, наша современность отчетливо показывает, что достижение мира во всем мире не работает. И, возможно, никогда не заработает.

8 из 10

Трейлер