01.11.2022

Жанр: Драма, триллер

Режиссёр: Джон Форд

В ролях: Виктор МакЛаглен, Хэзер Эйнджел, Престон Фостер, Марго Грэхам, Уоллес Форд, Уна О’Коннор, Дж. М. Кэрриган, Джо Сойер, Нил Фицджералд, Дональд Мик

Премьера в мире: 09.05.1935

Бюджет: 243 000 $

Награды:

Оскар (Лучшая мужская роль (Виктор МакЛаглен), Лучший режиссер (Джон Форд), Лучший адаптированный сценарий, Лучший саундтрек)

Отчаяние и его последствия

«Осведомитель» попал в поле моего зрения из-за сразу четырех статуэток Оскара, среди которых были награды за Лучшую мужскую роль и Лучшую режиссерскую работу. Вообще фильм стал рекордсменом Американской киноакадемии в 1936 году, собрав такое количество наград. Сюжет достаточно интересный. Противостояние ирландцев угнетающим английским властям, дружба и предательство, любовь и отчаяние. В картине присутствует всего понемногу, но после просмотра я остался разочарованным. Картина не произвела впечатления, которого хотелось.

Действие картины происходит в 1922 году. Актеры, локации — все передают ту далекую теперь эпоху. На первый же план выходят отношения между главным героем Джипо, которого играет Виктор МакЛаглен (что, собственно, и был удостоит Оскара за роль), и девушкой-проституткой Кэти в исполнении Марго Грэхам. Очередной разговор приводит к тому, что Джипо нелестно высказывается о профессии Кэти, а девушка в ответ буквально обвиняет мужчину в том, что тот не может сам заработать денег и погряз в нищете. Этот конфликт заставляет иначе взглянуть героя на его место в мире. Ведь происходящие вокруг события довлеют и угнетают молодого человека. И здесь идет явная попытка показать внутренний мир Джипо. Ведь он по сути один из многих, кто оказался в безвыходной ситуации происходящего, а выбраться из тяжелого положения нет сил. МакЛаглен старается открыть внутренний мир своего персонажа, но на мой взгляд, ему это не удается в полной мере. По крайней мере, Оскар выглядит несколько сомнительной наградой, особенно, если учесть, что в номинантах, кроме МакЛаглена, были актеры «Мятежа на Баунти» Кларк Гейбл и Чарльз Лотон, что выглядели куда выгоднее в своих ролях в том фильме.

Лучшая режиссура. Оскар за работа постановщика получил Джон Форд. Его картина хороша, но не замечательна. В этом проекте можно наблюдать, как постановщик старается передать внутренний мир главного героя Джипо через поступки мужчины. Да, мы видим скрытую борьбу где-то в глубине души персонажа, но все-таки попытка передать весь спектр эмоций персонажа не увенчалась успехом лично для меня. Сопереживания герою я не испытывал, а картина в целом показалась мне серой. И, думаю, ответственность за вот такую недокрученность нерва картины лежит на Форде. Но свой Оскар он получил, опять же обойдя куда более интересную работу Фрэнка Ллойда над «Мятежом на Баунти» и вполне неплохие фильмы: «Одиссея капитана Блада» Майкла Кертица, «Жизнь бенгальского улана» от Генри Хэтэуэйа.

История в картине идет своим чередом, главный герой неизбежно делает то, что собирается в отношении своего друга. Да. Эти действия можно оправдать складывающейся ситуацией, а можно и не оправдывать, решив, что настоящие друзья не могут идти на предательство. Но дело сделано, а муки совести так и будут вместе с Джипо.

«Осведомитель» оказался лично для меня средним и серым проектом, который прошел мимо. Картина особо не запоминается, а громкие награды никак не вяжутся с тем, что довелось увидеть на экране. Может быть, кто-то назовет эту картину классикой Голливуда, но я точно не стану этим человеком. Для меня это проект на один просмотр с хорошим сюжетом, но слабой реализацией.

5 из 10