11.07.2022
Калининград — столица самого западного региона нашей огромной страны. Город со своей интересной и многолетней историей. Место, где Европа сочетается с Россией, и создается уникальная неповторимая атмосфера. Здесь дышится по-другому, здесь ты можешь увидеть старые немецкие дома, которые удивительно сочетаются с привычной советской и российской застройкой. Здесь открываешь для себя нечто новое, понимая, что теперь европейские страны оказываются гораздо ближе географически, нежели уже родные российские города.
Первый день пребывания в Калининграде, и куда отправиться? Конечно же в исторический центр, где встречают самые известные места бывшего Кенигсберга, что после Победы в Великой Отечественной войне отошел к СССР. А в июле 1946 получил привычное сегодня нам название Калининград. Назван город был в честь революционера и партийного деятеля Михаила Калинина, который умер в самом начале лета 1946 года.
Дороги города в достойном состоянии, трафик средний, встречаются трамвайные пути, брусчатка, на которой автомобиль заметно потряхивает. До центра добрались достаточно быстро.
Прогулка наша начиналась в Рыбной деревне. Это целый квартал, где присутствует стилизованная под немецкую застройка. Яркие и сочные краски, моросящий дождь, спокойная река Преголя — приятный и запоминающийся тандем.
В домах — дорогие рестораны, которые обещают прекрасные блюда. Сам историко-этнографический комплекс начали возводить в 2006 году. Строительство двигалось с переменным успехом, когда приходилось его приостанавливать из-за споров между администрацией города и Министерством обороны РФ. В итоге участок на набережной Преголи отошел городу.
Во время прогулки по набережной к гостям обязательно подходят с предложениями речных прогулок. Уверен, это интересно и познавательно, но прохладная дождливая погода, на мой взгляд, явно не подходит для такого времяпрепровождения.
Приближаемся к Медовому мосту, который перекинулся через реку и соединяет остров Канта с Октябрьским островом. Главной достопримечательностью моста несомненно является Дедушка Хомлин, который сидит на ограждении и улыбается визитерам. Дедулю нарекли Карлом. Установили фигурку 3 июня 2018 года.
Хомлины — это фантастические существа. Считается, что они приносят счастье. Туристы и местные жители очень трепетно относятся к этим героям, которых, к слову, уже семеро. Остальные фигурки располагаются в других значимых местах Калининграда.
Местные жители часто надевают на дедушку Карла, да и на других Хомлинов что-то из теплой одежды, чтобы те не мерзли. Выглядит это весьма своеобразно и обязательно умиляет гостей города, что видят утепленных Хомлинов.
Мы запечатлели Карла на фоне Дома Советов в теплом шарфике, что явно добавляет ему колоритности.
Впереди же ожидает остров Канта и великолепный запоминающийся Кафедральный собор. Наверное, это самое запоминающееся здание в столице региона. Величественный собор ярко выделяется среди других строений, возвышается над всеми, отмечается неповторимой архитектурой и яркостью красок.
Первое упоминание собора датируется 13 сентября 1333 года. Строительство же завершилось в 1380 году. Удивительно представлять такие давние даты, особенно, когда понимаешь, что это было в один год с Куликовской битвой. Просто это было так давно, а ты здесь и сейчас видишь строение того года возведения.
Католический храм был главным в Кенигсберге, был посвящен Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту. Впоследствии стал главным лютеранским храмом в Пруссии.
В военные годы собор сильно пострадал во время бомбардировок, но остался стоять. Здания вокруг сравняли с землей. Кафедральный собор, как считается, не разрушили потому, что он был отличной заметной точкой для авиации, которая бомбила город.
Уже после развала Советского Союза собор начали восстанавливать. Длилось восстановление многие годы.
На сегодняшний день Кафедральный собор является одним из немногих в нашей стране, что имеют готический стиль.
На острове Канта можно встретить множество памятных скульптур. Первой из них стал памятник Юлиусу Руппу. Это немецкий публицист, преподаватель университета и богослов. Памятный камень появился здесь к столетию со дня рождения Руппа. Инициатором стала его внучка Кете Кольвиц.
На стенах замка присутствуют несколько эпитафий известным в прошлом людям. Они уже достаточно сильно изношены, но прочесть надписи и увидеть картины еще можно на некоторых. Когда-то здесь их было достаточно много. Теперь же остались лишь единицы.
Есть эпитафия Иоханну фон Крейтцену, канцлеру Пруссии, и его жене Еуфемии, урожденной Дамерау. Надпись сделана на латыни. В 1575 году, 5 января в истинной христовой вере умер знаменитый своей ученостью, добродетелью и мудростью славный муж Иоханн фон Крейтцен, канцлер Пруссии, с ним, любезнейшим супругом, как была при жизни, так соединилась и в смерти 12 мая 1575 года непорочнейшая супруга Еуфемия (Евфемия), урожденная Дамерац. Они покоятся здесь в надежде на вечную жизнь.
Присутствует эпитафия Урсуле цу Пудлиц. Надпись на немецком языке гласит, что здесь погребена благороднорожденная госпожа Урсула, урожденная цу Грюнберг, супруга достойного и благородного господина Видиго Реймара Ганса цу Пудлиц, коменданта и ландфогта, почивщая последним сном 8 марта 1612 года, в воскресенье, между двадцатым и первым часом ночи в Кенигсбергском замке в возрасте 28 лет и ожидающая вместе со всеми верующими христианами радостного воскрешения из мертвых.
Есть и еле различимый рисунок эпитафии Альбрехту барону цу Кителиц регенту и ландгофмейстеру, что гласит, что тот скончался тихо и упокоился с Богом в год 1604, 22 марта.
Еще одна эпитафия — Целестину Ковалевскому. Надпись представлена на латыни. Среди этих священных останков профессоров находится прах главного, опытнейшего в правоведении, выдающегося мужа Целестина Ковалевского, доктора и почетного профессора юриспруденции Университета, канцлера и директора Академии, заместителя и помощника председателя Прусской Консистории, который в год Господень 1700, 11 марта, войдя в этот мир, в течение почти девяти пятилетий был выдающимся и деятельным толкователем Свады, преданнейший жрец Фемиды, искреннейший наставник академической молодежи, ушел в возрасте более 70 лет в год Господа 1771, 23 января.
И последняя эпитафия, которую я запечатлел, — Андреасу Фабрициусу. Надпись выполнена на немецком языке. Андреас Фабрициус, Силезский хранитель библиотеки, доктор юриспруденции университета, Советник и вице-канцлер маркграфа Бранденбурга и управителя Пруссии, рожденные в 1547 году от Рождества Христова, в день Апостола Матфея славными родителями Андреасом Фабрициусом и матерью Анастасией Кубергерией, умер в году 1602 от Рождества Христова, дня 14 января, на 55 году жизни.
Надпись на краю плиты под рельефом. Тело мучается здесь по слову божьему, душа будет жить в лучшие времена. Скоро мы воскреснем, Душа во плоти Господа увидит.
Каждая из табличек и надписи заставляют задуматься, насколько разные культуры, что привычна нам и та, что присутствует здесь. Надписи, эпитафии, язык, видение мира — все это в очередной раз показывает, что я попал действительно в другую реальность, европейскую, где жили когда-то иные по своему мировоззрению люди, существовала иная культура. Это завораживает и заставляет увидеть место под другим углом.
Нельзя пройти мимо захоронения великого философа, знаковой фигуры Нового времени и мыслителя Иммануила Канта, чья могила располагается у одной из стен величественного собора. Кант стал автором многих известных трудов, оказал огромное влияние на науку. Кенигсберг был его родным домом, здесь мыслителя и философа знали почти все. Когда Кант умер, для местных жителей событие стало трагедией. С ним прощались 16 дней. Так велико было количество людей, что желали проститься с философом. Похоронили Иммануила в усыпальнице, где уже покоились другие профессора. В 1924 году, на двухсотлетний юбилей философа было сооружено надгробие по проекту архитектора Ларса. Однако во время Второй Мировой войны захоронение перенесли. Разрушенный город восстанавливался, но о могиле Канта речь зашла только в 1960 году. В итоге она стала объектом культурного значения.
Увидеть достопримечательность можно через прутья высокого ограждения. У места будто бы становится тише. Великий философ покоится здесь, а мне и в голову не приходило, что однажды я увижу его могилу, ведь в университете столько раз изучал влияние ученого на гуманитарные науки.
По соседству располагается внушительная скульптура Альбрехта Бранденбург-Ансбахского. Это первый герцог Пруссии и великий магистр Тевтонского ордена. Он также был основателем Кенигсбергского университета. Это копия утерянного оригинального памятника, что был отлит из бронзы и установлен 19 мая 1891 года у одной из башен Королевского замка. После бомбардировок города этот памятник даже уцелел. Однако был утерян позднее. В 2005 году созданная копия установлена здесь, рядом с могилой Канта. Авторами этого произведения стали Ф. А. Морозов и А. Н. Шевцов.
Недалеко от центрального входа в собор без труда узнается фигура Петра Великого. Император неоднократно бывал в Кенигсберге: в составе Великого посольства в 1697 году и еще несколько раз после этого. Памятник из бронзы называется «У колыбели русского флота». Автором композиции стал скульптор из Москвы В. П. Мокроусов в 1983 году. Скульптура относится к городскому Парку скульптур, коих здесь, на острове Канта достаточно много. Сам Петр I опирается на руль корабля. Постамент был облицован гранитом. Интересно вспомнить, что путь следования Петра проходил и через этот город, когда тот направлялся дальше на Запад.
Здесь выходим на площадь перед центральным входом в Кафедральный собор. Удивился расположенным прямо под ногами трамвайным рельсам. В процессе реконструкции рельсы были вмонтированы в брусчатку, как напоминание того, что в прошлом здесь располагалась остановка трамвая.
С этой точки собор выглядит очень впечатляюще. Высокий и грациозный, запоминающийся и такой непривычный.
Справа от входа располагается композиция, на которой можно увидеть центр Кенигсберга в 1930 году в миниатюре. Грустно, что разрушительная война уничтожила великолепные творения архитектуры этого места.
Далее впереди широкая аллея для прогулок и несколько скверов.
Мы же решили отправиться в обратную сторону, возвращаясь к мосту с дедушкой Хомлином. С моста отлично видно пристань и Рыбную деревню.
На другой стороне дороги замечается яркая синагога. В первоначальном виде здание было возведено еще в 1894-1896 годах. Достигало 46 метров в высоту и считалось одной из самых красивых синагог в Германии. При нацистах в событиях Хрустальной ночи в 1938 году синагога была разрушена.
17 октября 2011 года стало датой закладки нового здания синагоги. В 2018 году новое строение было готово. Внешне она сильно напоминает стоявшую здесь ранее. Рассчитана на 2 тысячи человек.
В конце моста можно встретить играющего на балалайке медведя. Все нормально. Мы же в России. Стереотип показал себя во всей красе. Мишка очень заводной. Развлекает толпу и частенько помогает зазывалам приглашать людей на речные прогулки.
На другой стороне реки Преголя на Центральной площади возвышается чудо архитектурной мысли, которое я множество раз видел на фотографиях. Однако в реальности здание на самом деле оказывается куда больше, чем представлялось все это время. Это Дом Советов, который начали возводить еще в 1970 году, но так и не достроили. Своеобразное квадратное здание располагается немного в стороне от места, где когда-то стоял Королевский замок.
По проекту это должно было быть 28-этажное здание, затем 21-этажное, потому что не было мощностей возвести его выше. Строили долго и безуспешно, в Перестроечные времена проявились проблемы с финансированием. В итоге здание оставили, закончив его на 95%.
В последующие годы здание стало заложником различных разбирательств. Только в 2005 году провели наружный ремонт, появились окна и свежая краска. Сегодня здание стоит на своем уже привычном месте, а его будущая судьба до сих пор неизвестна. Могут демонтировать, а могут и оставить.
На самом деле печально, что такой гигант десятилетия напролет стоит в одном из самых известных мест города, но не приносит никакой пользы, буквально став бельмом на карте города. Рядом же располагается огромная парковка для автомобилей.
Первый день в славном городе Калининград запомнился мне особенно. Да. Здесь все по-другому воспринимается, существует, наверное, единственная и неповторимая атмосфера смешения архитектурных стилей, дует новый теплый балтийский ветер, а великолепные памятники архитектуры позволяют насладиться историей прошлого.