14.09.2022
У Музея Мирового океана есть длинная набережная, откуда открывается интересный вид на, я бы сказал, странное сооружение. Поначалу я даже не понял, что передо мной. Оказалось, что это двухъярусный мост, который позволяет пропускать через себя автомобильный транспортный поток и железнодорожные составы.
У моста интересная история. Заказ на такой мост поступил из Дирекции железных дорог Восточной Пруссии. Строительство началось в 1913 году. Однако оно было практически сразу остановлено из-за начала Первой Мировой войны. Мост все-таки построили и открыли аж в августе 1926 года. Мост имел нижний ярус для движения автомобилей и верхний для проезда поездов. Так как мост располагается достаточно низко над рекой, был разработан специальный поворотный механизм, который давал возможность отводить среднюю часть моста на 90 градусов в сторону. Два мощных электродвигателя (32 кВт каждый) всего за 3 минуты справлялись с поставленной задачей, позволяя судам проходить по реке в нужном направлении.
Мост, к сожалению, взорвали немцы, когда их войска отступали в 1945 году. Только в 1949 году мост восстановили. Однако вместо поворотного механизма применили подъемный. Так этот мост стал единственным в России двухъярусным подъемным мостом. Есть мнение, что это громкое звание имеет под собой негативный момент. Советские инженеры попросту не смогли повторить поворотный механизм немецких разработчиков. Оценивать не берусь, потому что не разбираюсь в этой теме.
Мост изменился и визуально. Теперь по его краям возвышаются две башни. Мост при приближении к нему выглядит достаточно непрезентабельно. Чувствуется, что он выбивается из времени как будто. Сооружение массивное, но давящее, тяжелое, серое. Кроме того, здесь вечные пробки.
Однако следует сказать, что рядом идет новое строительство мостов. Поэтому, думаю, ситуация еще усугубляется, и по этой причине здесь такое скопление авто, что пытаются проехать по узкой дороге.
По поводу споров об этом мосте есть много интересных материалов. В свое время местные жители, архитекторы, историки, краеведы вели дискуссии с властями по поводу ликвидации моста в том привычном виде, который он имеет сейчас. Мост ведь в предаварийном состоянии, он давно не справляется с возросшим трафиком на своем участке, а многие грузовые машины попросту не могут там проехать. Правда, нельзя сказать, что они не пытаются иногда. Но заканчиваются такие попытки обычным застреванием внутри.
Кто-то высказывался на тему демонтажа моста и перемещения его или его важных частей ближе к открытой выставке у Музея Мирового океана, сделав тем самым из моста своеобразный памятник, кто-то предлагал ни в коем случае не трогать сооружение, ссылаясь на памятник таланту и труду наших инженеров, образец стальной эстетики и тому подобное. Правда, тогда и последовал ответ, что инженерные достижения сомнительны, если взять в расчет тот факт, что советские разработчики не смогли повторить поворотный механизм немцев. Местные жители же говорили о культурном наследии, памяти о подвиге наших солдат, которые бились за весь город и этот мост тоже. Споров, в общем, было достаточно много в своем время.
Однако следует сказать, что в конечном счете было принято решение построить рядом два самостоятельных моста: один — железнодорожный, второй — автомобильный. Действующий мост будет реставрирован, как объект культурного наследия муниципального значения. Строительство уже ведется. На него отведено 5 лет и несколько этапов.
Наверное, такое решение является оптимальным для всех. Существующий мост остается на своем месте, а рядом однажды жители и гости Калининграда увидят новые современные решения, которые будут откровенно говоря смотреться куда лучше, чем действующий мост. К тому же проекты предполагают увеличение пропускной способности и новую логистику, что сделает это место более выгодным для проезда многочисленных автомобилей.