29.06.2023

Жанр: Драма, триллер

Режиссёр: Даррен Аронофски

В ролях: Джаред Лето, Марлон Уайанс, Дженнифер Коннелли, Эллен Бёрстин, Кристофер Макдональд, Луиза Лэссер, Марсия Джин Кертц, Джанет Сарно, Сюзанн Шеперд, Джоэнн Гордон

Премьера в России: 03.06.2001

Бюджет: 4 500 000 $

Общие сборы: 7 390 108 $

После жизнь стала другой…

К написанию рецензии на фильм «Реквием по мечте» я подходил несколько раз. Приближался с разных сторон, но неминуемо терпел неудачу и оставлял попытки. Но, кажется, время пришло. Я сам готов морально. Картину я смотрел, наверное, лет 15 или даже 20 назад. Смотрел один только раз. И я до сих пор помню свои чувства после увиденного. Это несомненно тяжелый фильм о жизни. О жизни разных людей, о героях, что вымышлены и написаны на бумаге. Но впоследствии понимаешь, что истории в фильме и о нас обо всех, в той или иной мере.

Дарен Аронофски – постановщик с большой буквы, несомненно талант. И это его первая знаковая работа, которая открыла постановщика лично для меня. Эту уже после появятся многие известные теперь картины, среди которых «Кит», «Черный лебедь», «Ной», «Фонтан». Но именно «Реквием по мечте» получил небывалый отклик в моей душе. Картина, которую даже спустя пару десятилетий достаточно хорошо помнишь, она прекрасна в каждой своей сцене, но это фильм, который не решаешься пересмотреть.

Картина включает в себя несколько сюжетных линий, которые параллельно развиваются на экране. Главных персонажей шикарно отыгрывают Джаред Лето, Дженнифер Коннелли, Элен Берстин, Марлон Уайанс. И каждая история будто бросает в омут с головой. Каждый герой имеет свою мечту, но движение к ней становится чем-то невообразимым, порой неясным и обязательно обреченным. Персонажи по-своему идут по линии своей жизни, а я, как зритель, желаю выключить этот фильм и одновременно не могу этого сделать. Настолько каждая последующая сцена притягивает к себе, буквально порабощая и заставляя смотреть дальше. Ведь хочется знать, как судьбы героев продолжат свое развитие.

Картина насыщена великолепием визуального ряда. Необычные ракурсы камеры, нестандартные планы и конечно же шикарный саундтрек, который и сегодня легко узнается с первых аккордов, если где-то случайно промелькнет. Все это делает картину Аронофски уже легендарной, прошедшей свой путь от чего-то экстраординарного до классики. И чем дальше от начала фильма и ближе к драматическому финалу, тем более нарастает ритм, картинка буквально давит, а звук действительно причиняет реальный дискомфорт. Но я все так и не могу выключить, ведь это уже невозможно, хоть и хочется, разум требует этого. Но «Реквием по мечте» не отпустит. До самого финала.

И вот, когда фильм заканчивается, то, кажется, что я остался во всем мире один. Глубокая яркая тишина вокруг и, кажется, внутри меня. Фильм настолько выжал все соки, что я до сих пор помню, как не мог напиться простой воды, чтобы прийти в себя. Картина поистине зацепила своей безысходностью и ультимативностью. Так что же рассказала мне эта история? Мечта должна быть, но путь к ней не может быть простым. Скорее наоборот, в попытках быстро и вроде бы легко дойти до своей мечты, человек может рухнуть так глубоко в пропасть и так больно удариться, что оправиться не удастся. Картина об этом и рассказывает. Пусть и делает это через достаточно простой пример – наркотики. Но эта аллюзия отлично демонстрирует, что люди по своей сути эгоистичны, слабы, часто безвольны. Они хотят всего и сразу, быстро и без проблем, но так не бывает. За свое счастье нужно бороться, каждый свой шаг продумывать, а если поддаться слабостям, то можно угодить в такую яму, из которой выхода уже может и не быть.

Картина лично меня заставила раз и навсегда переосмыслить жизнь, врезалась в память, наверное, навсегда. Я до сих пор достаточно хорошо помню этот фильм, он шедеврален в своей неповторимости, но пересматривать его я вряд ли когда-то решусь.

10 из 10