02.07.2023

Жанр: Драма, комедия

Режиссёр: Фрэнк Капра

В ролях: Джеймс Стюарт, Джин Артур, Клод Рейнс, Эдвард Арнольд, Гай Кибби, Томас Митчелл, Юджин Пэллет, Бьюла Бонди, Х.Б. Уорнер, Гарри Кэри

Премьера в России: 17.10.1939

Бюджет: 1 900 000 $

Общие сборы: 144 738 $

Награды:

Оскар (Лучший сюжет)

Победа Мистера Смита

Фрэнк Капра – популярный американский режиссер, известный своими кинематографическими шедеврами, которые рассказывают о жизни в городе и вдохновляют нас своими историями о человеческом духе. Однако, некоторые люди склонны критиковать его за излишнюю наивность, которая, на их взгляд, проявляется в заключительной части его фильмов, где главные персонажи, даже самые злобные и ужасные, в конечном итоге обретают доброту и милосердие. Такая критика, безусловно, имеет свою правду, но она несправедлива в целом и не учитывает всей глубины значений, которые присутствуют в работах этого талантливого кинорежиссера.

Ни для кого не секрет, что часто в классическом голливудском кино преобладают счастливые финалы – благополучные и радостные концовки, которыми студии не желают пренебрегать из-за боязни потерять зрителей, у которых это было своеобразным обязательным условием для посещения кинотеатров. Иногда они добавляются в фильмы, где их наличие необязательно и вопреки желанию режиссера. Подобное мероприятие свойственно и Фрэнку Капре, однако, я уверен, что концовки его фильмов имеют глубокие гуманистические корни и связаны с его философией, а не своевольством студийных цензоров.

Персонаж Джефферсона Смита, мастерски сыгранный Джеймсом Стюартом, является ярким образом, отражающим похвалу обычному человеку и его потенциалу. Смит должен быть воспринят как воплощение лучшего в людях. Герой Стюарта верит, что одному победить невозможно, и это правда. Самое важное, чтобы каждый из нас искоренил ложь внутри себя. Мы склонны рассматривать коррумпированных политиков, готовых на все для своей выгоды, бездушными монстрами, у которых в генах закодированы алчность и эгоизм. Однако позиция авторов фильма ближе к правде, и это гораздо страшнее. Они такие же люди, как и мы, которые не устояли перед искушениями и, благодаря своим человеческим слабостям, стали источником всего зла в этом мире. Кто же из нас может себе гарантировать, что не подвергнется этой же судьбе? Каждый из нас, вероятнее всего, имеет грехи и оправдывает их тем, что никто не пострадал.

Сатира предназначена не только для развлечения, но и для самопознания. Часто в сатирических произведениях мы можем узнать себя, увидев словно в зеркале. Благодаря таким произведениям человек и может чисто для себя самого, тихо подумав, осознать какие-то важные вещи. В этом и есть цель искусства. Она не в том, чтобы мгновенно изменить мир, а в том, чтобы помочь зрителю стать лучше, искупить свои грехи, увидев их со стороны при просмотре фильма. Чтобы достичь этой цели, зритель должен кропотливо работать над собой. Важно, что для этой цели пригодны не только философские трактаты, но и легкие и смешные фильмы, такие как фильмы у Капры.

7 из 10