27.10.2022
Жанр: Триллер, приключения
Режиссёр: Джон Гиллермин
В ролях: Стив МакКуин, Пол Ньюман, Уильям Холден, Фэй Данауэй, Фред Астер, Сьюзан Блейкли, Ричард Чемберлен, Дженнифер Джонс, О. Джей Симпсон, Роберт Вон
Премьера в мире: 14.12.1974
Бюджет: 14 000 000 $
Общие сборы: 139 700 000 $
Награды:
Оскар (Лучшая работа оператора, Лучший монтаж, Лучшая песня — «We May Never Love Like This Again»)
Британская академия (Лучшая мужская роль второго плана (Фред Астер))
Золотой Глобус (Лучшая мужская роль второго плана (Фред Астер), Премия лучшей дебютантке (Сьюзэн Флэннери))
Пылающее поднебесье
«Вздымающийся ад» — одно из самых запоминающихся произведений в жанре фильм-катастрофа, которое мне довелось увидеть. Наверное, это одна из первых работ, которой удалось так грамотно, красиво, пугающе и масштабно показать, каким ужасом может обернуться пожар в небоскребе, что буквально превратил небо в пылающий сгусток ужаса.
Фильм идет почти три часа. Идет с размахом. На экране удастся увидеть всю возможную радугу событий: катастрофу, драму, триллер. Постановщиком картины стал режиссер Джон Гиллермин, которого позднее будут знать по дилогии о Кинг-Конге и «Смерти на Ниле» 1978 года. Здесь же автор показал себя, как грамотный руководитель и визионер, Гиллермин использовал все возможные способы для того, чтобы правдоподобно передать происходящее в огромном небоскребе.
Идейным вдохновением для фильма стали сразу две книги: «Стеклянный ад» и «Башня». Проект вышел действительно масштабным. Над ним трудились сразу две студии. Warner Bros. и 20th Century Fox поделили затраты, а затем и полученную с проката прибыль. В работе были использованы многие технологии, среди которых рирпроекции, блуждающая маска, ротоскопирование и съемки масштабных моделей. Все это было удачно вписано в концепцию произведения и позволило максимально возможно для своего времени (а это 1974 год) показать случившуюся трагедию в многоэтажном здании. Внушительный бюджет в 14 млн. долларов буквально ощущается в этом фильме. Ведь создатели проделали грандиозную работу, создав целых пять этажей экранного небоскреба. В общем съемочная команда поработала на славу, создавая массу важных предметов интерьера, множество кадров Сан-Франциско, локацией с тем, чтобы затем все это слить воедино под четким руководством режиссера.
Радует и актерский состав. В фильме органично смотрятся известные Пол Ньюман, Стив МакКуин, Уильям Холден, Фэй Данауэй, Фред Астер, Ричард Чемберлен, Дженнифер Джонс, О. Джей Симпсон и многие другие. На экране их герои выглядят убедительно и заставляют с интересом наблюдать, как и кто ведет себя в складывающейся экстремальной ситуации. Но особо хочется отметить работу МакКуина, который отлично показал шефа пожарной службы, и Ньюмана, что выступил в роли архитектора злополучного здания. Они убедительны, они притягивают, им сопереживаешь и действительно ратуешь за их судьбу.
Персонажи вышли очень разноплановыми. Наблюдать за небольшим социумом спасающихся очень интересно. Ведь именно в таких экстремальных условиях люди и проявляют себя. Все, конечно же, по-разному. Кто-то сделает массу добрых поступков, а кто-то раскроет себя подлецом, кто-то откровенно потеряется в толпе, будучи не в силах брать на себя ответственность за спасение других. Такая россыпь разных личностей придает картине еще больший интерес, удачно сочетаясь с происходящими событиями, которые, как я уже сказал выше, были отлично созданы с помощью специальных эффектов.
Такой подход позволил создать один из самых запоминающихся фильмов, который и сегодня будет смотреться с особым интересом, и вряд ли найдутся те, кто будет ругать эффекты того времени. Все-таки они были созданы очень круто, позволяя поверить в реальность происходящего на экране.
«Вздымающийся ад» взял сразу три Оскара: за лучшую операторскую работу, лучшую песню и лучший монтаж. Заслуженные победы. Картина вышла сильной и запоминающейся. Этот проект будто бы поднял планку на новый уровень, приблизив фильмы-катастрофы к современным стандартам. Это сильный фильм, который вызывает эмоции и по праву занимает свое почетное место среди масштабных проектов.
9 из 10