09.11.2022
Жанр: Боевик, приключения
Режиссёр: Фрэнка Ллойда
В ролях: Чарльз Лотон, Кларк Гейбл, Франшо Тоун, Герберт Мандин, Эдди Куиллан, Дадли Диггес, Дональд Крисп, Генри Стивенсон, Фрэнсис Листер, Спринг Байинтон
Премьера в мире: 08.11.1935
Бюджет: 1 950 000 $
Сборы в США: 5 474 471 $
Награды:
Оскар (Лучший фильм)
Противостояние в океане
«Мятеж на Баунти» — одна из лучших работ Кларка Гейбла и Чарльза Лотона в их карьерах, по моему мнению. Я видел игру актеров во многих картинах, но именно здесь двое отлично раскрываются, отыгрывая весьма знаковые роли как для своего времени, так и для времени, в котором происходят события в фильме.
Это известная реальная история, когда часть команды корабля «Баунти» в путешествии по Тихому океану в 1789 году взбунтовалась. Что из этого вышло, зритель может увидеть в этом произведении 1935 года. Нужно сказать, что позднее вышли еще две знаковые работы по этому инциденту — в 1962 и в 1984 году. Но именно первый фильм запомнился своим драматизмом больше последователей.
Картина с первых минут захватывает сюжетом. Несмотря на массу героев, которые оказались на одном корабле, именно отношения капитана Вильяма Блая и его помощника Флетчера Кристиана выходят на первый план. Блая сыграл Чарльз Лотон, Кристиана — Кларк Гейбл. Оба — несомненные профессионалы, которые не оставили никаких сомнений в искренности своих персонажей.
Блай выступает, как истинный патриот и сторонник безоговорочной дисциплины на своем судне. Он справедлив, но порой жесток, иногда кажется, что сомневается, следует ли поступать так или иначе, но его воспитание и выправка диктуют применять самые жесткие и даже жестокие меры по отношению к своим подчиненным. На мой взгляд, Лотон отлично передал эмоции этого мужчины, который вроде бы и положительный персонаж, но не хочет видеть зреющий бунт на своем судне. Ведь лавируя в отношениях с командой, он бы смог стать не тираном, а мудрым наставником и уважаемым капитаном.
Кристиан же поначалу принимает сторону Лотона, ведь он его помощник. Флетчер согласен с первыми решениями своего капитана, но постепенно он все больше не сходится во мнении с Блаем, а после и вовсе абсолютно не солидарен с действиями тирана, коим капитана начинают считать моряки. Гейбл шикарно передает нерв этой эволюции своего персонажа. Актер также прекрасно показывает сомнения Кристиана, коих масса, он зажат между командой и капитаном, долгом быть правой рукой старшего на корабле человека и быть заботливым руководителем для команды «Баунти».
Все эти неразрешимые и порой кажущиеся мне, как зрителю, надуманные проблемы приводят к мятежу. Понятно, что было другое время, понятно, что это корабль, где есть уставные отношения, но современному человеку, кажется, сложно принять, что такие вещи происходили просто потому, что люди не могли договориться друг с другом. Одни довлели над другими так, что росло недовольства и вспыхивали мятежи.
Фильм, на мой взгляд, поднимает одну из важнейших проблем своего времени. Проблему тирании и превосходства одних людей над другими. Возможно (это только мое предположение), что картина была не просто так снята в середине 1930-х годов. Именно тогда шел расцвет режима, что выбрал своим вектором угнетение народов. И вот в фильме будто бы прослеживается, какой итог последует, когда угнетатель перейдет все границы, доведет своих людей до точки невозврата, когда они восстанут.
Фильм хорош и визуально. Для своего времени это вполне достойная постановка. Происходящие события, что сменяют друг друга, радуют разнообразием и целостностью повествования. Зрителям удастся насладится самим кораблем, его командой и психологической борьбой между капитаном и его помощником, увидеть красоты далекого жаркого острова Таити, познакомиться с его жителями.
Фильм позволяет всецело погрузиться в этот мир, что отделен от нас далекими годами и тысячами километров, а также совсем иными нравами людей. Но при всем этом картина покажет, что люди не готовы вечно терпеть тиранов и однажды так или иначе они свергают их и их режимы, чему история была свидетелем же много раз.
7 из 10